Эпоха праобщины в Дагестане

Тип статьи:
Авторская

Первобытное общество было самым продолжительным по времени этапом истории человечества. В настоящее время считается, что оно возникло 2,5-1,5 млн. лет назад и завершилось в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах.
Древнейший человек появился впервые в Африке и Азии, а классовые общества там сложились в 4-3 тыс. до н.э., в других же областях Старого Света – еще позднее.

Согласно археологической периодизации, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда, древнейшая история подразделяется на три века: каменный, бронзовый и железный. Каменный век, в свою очередь, делится на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит), новокаменный (неолит). Между каменным и бронзовыми веками выделяется особый период, т.н. меднокаменный (энеолит), связанный с появлением первых изделий из меди при господстве еще каменных.

Общая (историческая) периодизация основана на развитии форм собственности и распределения. Согласно этому критерию, важнейшие этапы истории первобытного общества отождествляются с основными этапами развития первобытной общины, и в этой истории выделяются три периода: эпоха праобщины (первобытного человеческого стада) – становление первобытной родовой общины – время зрелости, эпоха классообразования и распад первобытнообщинного строя.

Становление первобытнообщинного строя происходит в палеолите, который охватывает время от возникновения человека на земле (более 2,5 млн. лет назад) до начала геологической современности (10 тыс. лет). В палеолите, в свою очередь, выделяется несколько археологических эпох. Первая, самая древняя из них – олдувайская, затем следует абевильская. Их сменили ашельская (от 400 до 80 тыс. лет), мустьерская (от 80 до 35 тыс. лет) и верхнепалеолитическая (от 35 до 10 тыс. лет) эпохи. Эти эпохи соответствуют геологическим периодам в виде сменяющих друг друга оледенений и межледниковий. Наряду с этим существует двухчленная и трехчленная периодизация палеолита.

В двухчленной периодизации первый четыре эпохи — от олдувайской до мустьерской включительно – объединяются в нижний или ранний палеолит. Согласно трехчленной периодизации, к нижнему палеолиту относятся только эпохи от олдувайской до поздней ашельской, а мустьерская выделяется в средний палеолит.

Нижний и средний палеолит – это время становления первобытного общества и существования наиболее ранних объединений людей, называемых согласно исторической периодизации праобщинами или первобытными стадами.

В силу благоприятных природно-климатических условий и особенностей расположения Кавказ наиболее подходил для освоения нашими далекими предками. Его заселение происходило из Передней Азии, однако время проникновения человека в пределы Кавказа до сих пор не вполне ясно.

Наиболее вероятным считается, что люди появились в период большого и теплого предпоследнего межледниковья. Широкое же освоение людьми территории Кавказа происходит 150-80 тыс. лет назад. Многочисленные следы пребывания ашельских людей известны в Закавказье, Причерноморье и Прикубанье.

В позднеашельскую эпоху была заселена и часть территории Дагестане на равнине и в горах. Следы деятельности ашельского человека обнаружены здесь в ущелье Чумус-Иниц, на границе Дербентского и Кайтагского районов. Здесь найдены крупные массивные кремневые отщепы и изготовленные из них грубые рубящие орудия, примитивные скребла и другие изделия, аналогичные найденным на одновременных памятниках Кавказа.

В Горном Дагестане несколько кремневых изделий – отщепов ашельского облика – обнаружено вблизи Усиша Акушинского района

Ашельские охотники и собиратели освоили различные ландшафтные зоны Кавказа, приспособив свое хозяйство к конкретным природно-географическим условиям. В горнолесных районах Западного Кавказа охотились на крупных нестадных хищников (пещерный медведь), в горностепных и лесостепных районах Закавказья – на стадных травоядных (бизон, лошадь, дики козел и др.). Судя по сходству естественно- географических условий Дагестана и Закавказья аналогичная специализированная охота практиковалась и на Северо-Восточном Кавказе. Уже в это время появляются различные формы коллективной охоты с помощью загонов. Развивалось также собирательство. Это вторая по значению отрасль хозяйственной деятельности древнейших людей была источником в основном растительной пищи, которую четвертичный Кавказ доставлял человеку в изобилии.

Наиболее характерными ашельскими каменными орудиями являлись остроконечник, скребло и в особенности ручное рубило (крупное массивное орудие длиной до 15-20 см, изготовленное из валунов, желваков, кусков породы и или толстых отщепов путем их двусторонней обивки таким образом, чтобы один конец и продольные края изделия, т.е. острие и лезвие приострялись, а другой конец – захватываемая рукой пятка орудия – оставался утолщенным и закругленным). Эти орудия были уже более или менее специализированными и предназначались для изготовления деревянного охотничьего ружья, разделыванием туш убитых животных, обработки шкур.

Тщательная обработка и устойчивые формы ашельских орудий свидетельствуют о знании человеком свойств различных пород камня, о совершенствовании техники его обработки.

Большим достижением ашельского человека стало умение пользоваться огнем, служившим для него не только источником тепла, но также для приготовления пищи и борьбы с хищными животными. Освоение огня положило начало овладению человеком силами природы.

Ашельские люди жили группами, получившими в науке наименование праобщины (первобытного человеческого стада), основу которых составляла коллективная трудовая деятельность.

Мустьерская эпоха приходится на первую половину вьюрмского оледенения и охватывает время приблизительно от 80 до 35 тыс. лет от современности. Она характеризуется широким расселением первобытных людей вдоль северного склона Большого Кавказа и в Причерноморье. В климатически благоприятные времена они проникали вглубь гор Кавказского Причерноморья, а также Прикубанья и Дагестана.

В Дагестане памятники мустьерской эпохи обнаружены во всех геоморфологических зонах. На равнине – это Чумус-Иниц, Геджух (Дербентский район), Манас-озень, в предгорьях – окрестности Укцехского городища (Сергокалинский район), Карабудахкент.

В горах многочисленные следы деятельности мустьерского человека выявлены неподалеку от селений Усиша и Гинта (Акушинский район), а в окрестностях селения Урма (Левашинский район)

Мустьерские памятники Дагестана являются в основном остатками крытых стоянок с разрушенными культурными слоями. Интересны памятники мустьерского времени, обнаруженные в Приморском Дагестане вдоль реки Манас-озень. Манас-озень – небольшая горная речка, берущая начало в Горном Дагестане и впадающая в Каспийское море к югу от Махачкалы. По обоим берегам Манас-озени от железной дороги до Карабудахкента расположено семь местонахождений мустьерской эпохи, а далее уже в горной зоне, в районе Айдилго в окрестностях Урма выявлено еще одно месторождение. При этом по сырью (окаменелый известняк) и составу орудий манас-озенские местонахождения и Айдилго сходны, что, возможно, свидетельствует об одном из наиболее вероятных путей заселения Горного Дагестана в раннемустьерское время.

В мустьерскую эпоху достигнуты крупные успехи в развитии техники и обработки камня. Распространенные в предыдущую эпоху приемы изготовления орудий путем раскалывания и последующей обивки камня сменяются новыми, в основе которых лежало использование для изготовления орудий сравнительно тонких отщепов, сколотых со специально приготовленных каменных ядрищ – нуклеусов дисковидной формы. В некоторых южных областях (Кавказ, Крым, Средняя Азия) зарождаются еще более прогрессивные приемы изготовления орудий из удлиненных ножевидных пластин. Такая техника, получившая название леваллуазской, широко практиковалась и мустьерцами, обитавшими на территории Дагестана.

Орудия становятся разнообразными по форме и по назначению. Отщепы и пластины служили заготовками, которым последующей тщательной обработкой, придавалась форма определенного орудия. Чаще всего на мустьерских стоянках встречаются остроконечники, использовавшиеся как универсальные режущие орудия, и скребла, предназначавшиеся главным образом для обработки шкур, ножи для разделки туш животных, клювовидные изделия, рубящие орудия, рубильца, скребки, попадаются и резцы – приспособления для обработки дерева и кости.

Прогрессивные изменения в технике изготовления каменных орудий свидетельствует не только о развитии производственных навыков мустьерского человека, но и о дальнейшем развитии и усложнении его хозяйства. Основой хозяйственной деятельности была охота, дополняемая собирательством. Отдельные мустьерские общины специализируются в охоте на отдельные виды животных. Основными объектами охоты в мустьерское время на северном Кавказе были бизоны, козлы, лошади, олени, муфлонообразные бараны, пещерные медведи. Охотничью добычу составляли также некоторые птицы, грызуны и рыбы. Обитатели каждой отдельной стоянки охотились обычно на один-два вида животных.

При низком уровне развития производительных сил и обусловленной этим слабостью человека в борьбе с природой первобытное производство носило коллективный характер. Охотничьим ружьем мустьерцев служили деревянные копья с обожженными на огне острыми концами. Однако, пользуясь только ими, было трудно охотиться в одиночку или небольшими группами, поэтому широко практиковалась охота с помощью загонов и облав. Испуганных животных загоняли, используя пересеченный рельеф местности, в сторону крутых обрывов, где они становились добычей охотников.

Каменные орудия мустьерцев не были еще орудиями охоты. Они предназначались для изготовления деревянного охотничьего вооружения (копий, палиц и др.), для разделывания туш убитых животных и обработки шкур. В позднем мустье появляются такие разновидности остроконечников, которые могли использоваться в качестве наконечников копий. В это время, вероятно, начинает развиваться и индивидуальная охота, благодаря чему человек имел мясную пищу, шкуры для одежды, одеял и подстилок.

Как и прежде, собирательство было второй по значению отраслью хозяйства, удовлетворяющей потребности мустьерцев в растительной пище. На Кавказе мустьерские стоянки преимущественно тяготели к районам, изобилующим растительной пищей, что указывает на важную роль собирательства в хозяйстве древнейших людей.

Одной из важнейших функций большинства каменных орудий мустьерской эпохи стала обработка шкур животных и изготовление из них одежды. Это указывает на возросшую потребность в одежде, обусловленную значительным похолоданием в связи с оледенением. Суровые условия ледниковой эпохи вынуждали мустьерцев устраивать свои стоянки в укромных местах, часто – пещерах. В этих условиях резко возрастает значение огня, который становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих благополучие мустьерских общин. И не случайно в эту эпоху были изобретены некоторые способы искусственного добывания огня.

Человек мустьерской эпохи – неандерталец – по своему облику стоял выше людей предшествующего времени. При раскопках пещер Закавказья обнаружены костные останки людей мустьерской эпохи (зубы в пещере Джуручула, Ереван I и обломок челюсти в Сакажиа).

Прогрессивные изменения в производственной деятельности отразились и на общественном строе мустьерцев. Коллективное ведение охоты с помощью загонов и облав, более или менее длительное совместное проживание и другие обстоятельства сплачивали первобытные коллективы. На Кавказе группы сходных мустьерских памятников, которые относятся к одному времени, сосредоточены на одной территории, отличаются хорошо выраженными местными особенностями. В них имеются памятники разного вида: долговременные базовые стоянки, мастерские, охотничьи лагеря. Обнаружение искусственных жилищ в разных регионах (на Кавказе они выявлены на Ильской стоянке в Прикубанье) и погребений неандертальцев свидетельствуют о высоком уровне развития материальной культуры в эпоху мустье, а также о возникновении уже в это время идеологических представлений.

Наличие отдельных археологических культур, разнотипных памятников, искусственных жилищ, намеренных захоронений предполагает, что отдельные человеческие коллективы были самостоятельными экономическими ячейками с определенными нормами общественной жизни (коллективные производственные отношения, общая собственность на территории, где занимались охотой и собирательством, а также средства труда; половозрастное, а возможно, и более сложное разделение труда; отношения взаимопомощи и взаимной заботы и т.п.), которые характерны для зарождающейся родовой организации первобытного общества.

  • 1119
  • admin

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!